На киносалоне обсудили фильм Павла Печенкина «Варлам Шаламов. Опыт юноши»

Новости

IMG_14599 февраля в коворкинге «Лаборатория Настоящего» состоялся киносалон, участники которого посмотрели и обсудили фильм Павла Печенкина «Варлам Шаламов. Опыт юноши».  В этом году документальная лента получила кинематографическую награду, так называемый «российский Оскар» – премию «Золотой орел».

Сценарий фильма написан историком Виктором Шмыровым, он рассказывает о пребывании Варлама Шаламова в Вишлаге. Лента сопровождается текстами писателя, их главный мотив «Человек выходит из лагеря юношей, если он юношей арестован».

Киносалон был организован «Обществом развития продуктивных инициатив» при поддержке Центра ГРАНИ. На уже традиционной площадке, в коворкинге «Лаборатория настоящего», собрались профессиональные историки, инженеры, журналисты, политики, общественные деятели и активисты. Кто-то смотрел фильм уже во второй раз, но все сошлись во мнении, награда, безусловно, нашла своего героя, а фильм стал основой для разговора о путях осознания исторического опыта, человека в контексте истории и его эмоциональных возможностях осмыслить пережитый опыт.

«Невероятно изысканный фильм! Я этого не ожидал. Если бы мне сказали, что нужно пойти, посмотреть документальный фильм, который состоит из нескольких кадров старой хроники и из кучи фотографий с наложенным текстом, я бы не пошел. Такое гармоничное слияние фото-ряда, видео-ряда, это просто такой уровень профессионализма, я понимаю, на каких тонкостях это держится, и этих тонкостей так много, и они так ажурно все сплели, на одном легком дыхании смотрится. Что очень ценно в этом фильме – рациональная природа зла.  История зла как череда рациональных выборов в этом фильме – это главное. Понимать, что зло – это всегда не есть деятельность злодеев, это есть деятельность нормальных людей, которые хотят как лучше для кого-то, это в фильме есть.  И помнить о дороге в ад», – такое мнение высказал после просмотра фильма председатель Пермской гражданской палаты Игорь Аверкиев.

Дискуссия получилась очень многослойной и разнообразной и в этом, здесь аудитория была единодушна, заключается суть – события почти столетней давности настолько близки к сегодняшнему дню, потому что их опыт не осмыслен и не пережит сегодня даже частично. Это фильм не столько о Шаламове, сколько о человеке и его сущности.

О личном и коллективном осмыслении говорила Марина Оболонкова, заведующая кафедрой всеобщей истории Пермского педагогического университета: «Когда люди не дают себе осмысливать, не дают вспоминать – это внутреннее репрессивное забвение, это катастрофически страшно. Почему звучит в конце последняя фраза «Я не скажу»? Потому что, для того, чтобы написать «Колымские рассказы» нужно было колоссальное мужество. Можно вспомнить Прима Леве, который пережил Аушвиц, который сказал, что он выживет, и он напишет, что происходит с человеком, что может стать с человеком вот в этих условиях. Он дописал последнюю книжку и бросился в лестничный пролет. Это такой травмирующий опыт, который могут пережить не все,  наверное, осмыслить его колоссально трудно. А если это не делается коллективно, коллективной нашей памятью, люди вынуждены в одиночку это делать».

В ходе дискуссии  возник  вопрос – стоит ли смотреть этот фильм тем, кто не читал Шаламова? В основу фильма легли кадры официальной хроники ОГПУ, с большим количеством постановочных кадров и портретных съемок улыбающихся людей,  но как рассказал сам автор, он больше доверяет фотографиям, кадрам той же официальной съемки, но ее общим планам, фотографиям строек, на которых можно увидеть совершенно другие лица.  Этот подход позволил проявить трагичность происходящего,  историю слома романтических иллюзий и самого человека в подчеркнуто неспешном повествование  и «нетравматических» картинах.

 Павел Печенкин поделился творческими планами, которые отчасти созвучны тематике этой ленты: «Думаю, следующий фильм с Виктором Шмыровым мы сделаем о юбилее Октябрьской революции. Продолжения о Шаламове, наверное, не будет, мне кажется, я понял Шаламова. Загадка исчезла. Но загадка 17-го года осталась. Я сейчас делаю фильм про 1916 год, про Юрятин, Пастернака, собираю фотографии того времени, ищу новые. Работаю с текстами «Пермских ведомостей» того года о бытовых проблемах например,  матч между Мотовилихой и Пермью по футболу. Все было хорошо, пермяки выиграли, единственное, что смазало впечатление, что на поле был метровый слой снега. Всякие такие вещи, которые украшают историю и делают ее живой. Это все жизнь, но такая обыкновенная, милая, потому что дальше будет жуть, открытая, через год все это случиться».

А еще участники дискуссии говорили о том, что эта история очень близкая, потому, что она о нашем крае, о становлении Прикамья как индустриального региона и той цене, которую пришлось за это заплатить сотням  людей. Во время обсуждения многие поделились личными историями,  о том, как эта тема в той или иной степени коснулась их семьи, знакомых и друзей. В частности о том, что события тех лет стали причиной появления «белых пятнен» в семейных историях людей.  Беседа  позволила высказать  разнообразные точки зрения на увиденное в фильме, но главное, что она состоялась, уверена Светлана Маковецкая, модератор:  «Я все время убеждаюсь в том, что нужно находить время, говорить о человеческом в человеке, о важном. Замечательно, что здесь  была разная аудитория, потому так много ракурсов мы обсудили. И прекрасно, что картина дала толчок к  такому обсуждению.  Мы и дальше будем пытаться  находить  поводы для того, чтобы была возможность говорить о человеке, о том, что сделать с собой, как с собственным ресурсом, с помощью которого ты творишь будущее свое, своих детей, своей семьи, страны, профессии. Это очень важная вещь – наведение  мостов  в будущее».

Киносалон прошел в рамках проекта «Конструктор правочеловеческих инициатив» реализуемого «Обществом развития продуктивных инициатив».