Чемпионат «Разумеется»: что это было?

Новости

IMG_3619_1Осенью этого года в России прошёл первый Чемпионат по решению кейсов в области управления некоммерческими организациями и инициативами «Разумеется». Чемпионат был организован сетью ресурсных центров из 7 городов страны, а координирующую функцию выполняли организации из Перми (МОО «Общество развития продуктивных инициатив» и Центр ГРАНИ).

В чемпионате могли принимать участие сотрудники и волонтёры некоммерческих организаций и инициативных групп, молодёжных объединений со всей России. Для этого им необходимо было сформировать команду из 3-х человек и заполнить простую регистрационную форму. Чемпионат проходил в три этапа: дистанционный, очный и финальный этап в Москве. В качестве задания для команд-участников предлагались ситуации – «кейсы», в которых потенциально могли оказаться реальные некоммерческие организации. Например, дискоммуникация с волонтёрами или резкое снижение потребности в социальных услугах организации, серьёзные ошибки из-за перегруженности сотрудников и так далее. Те, кто реально работает в некоммерческом секторе, действительно сталкивались с такими острыми ситуациями и на практике понимают, что это такое. Командам нужно было предложить решения для поставленных задач с точки зрения руководителя.

Жюри, в которое вошли представители крупных ресурсных центров и СО НКО, а также управленцы и маркетологи, оценивало решения кейсов с учётом адекватности решения материалам кейса, качества диагностики проблем, оригинальности подходов к решению, применимости решений, глубины проработки проблемы и качества презентации.

I этап чемпионата состоялся в течение недели 14-21 сентября 2016. На участие в первом этапе подали заявки более 250 команд из 54 регионов России. Для участия во втором этапе жюри отобрало 73 команды из 22 регионов РФ.

II этап чемпионата прошёл в 7 городах России:

  1. Тюменская область (г. Тюмень), координатор — «Благотворительный фонд развития города Тюмени»;
  2. Ярославская область (г. Ярославль), координатор — Ярославская региональная общественная организация «Центр социального партнерства»;
  3. г. Санкт-Петербург, координатор — Санкт-Петербургская благотворительная общественная организация «Центр развития некоммерческих организаций»;
  4. Новосибирская область (г. Новосибирск), координатор — межрегиональный общественный фонд «Сибирский центр поддержки общественных инициатив»;
  5. Архангельская область (г. Архангельск), координатор — региональная благотворительная общественная организация «Архангельский Центр социальных технологий «Гарант»;
  6. Пермский край (г. Пермь), координатор — пермская региональная общественная организация «Гражданское участие», межрегиональная общественная организация «Общество развития продуктивных инициатив»;
  7. г. Москва, координатор — «Общероссийский гражданский форум» при поддержке «Комитета гражданских инициатив».

Команды, которые не могли добраться в какой-либо из городов проведения чемпионата, могли участвовать удалённо, прислав видео и презентацию с решением кейса.

В финальный этап прошли 11 команд из 10 регионов:

«Дедморозим» (г. Пермь)

«Добрый Архангельск» (г. Архангельск)

«Молодежная палата Ярославской области» (г. Ярославль)

«Молодой лидер» (г. Тюмень)

«Мы рядом» (г. Челябинск)

«Наш выбор» (г. Иркутск)

«Проектировщики» (г. Москва)

РМР (г. Санкт-Петербург)

«Синерджи» (г. Барнаул)

«Стратег» (г. Владимир)

«Флоренс» (г. Москва)

Финал состоялся 18 ноября в Москве. 4 часа команды решали кейс — разрабатывали решение для ситуации, в которой оказалась некоммерческая организация в поставленной организаторами задаче, а после этого представили свои идеи общероссийскому жюри.

19 ноября на Общероссийском гражданском форуме Алексей Кудрин, председатель «Комитета гражданских инициатив», и Гор Нахапетян, соучредитель фонда «Друзья», председатель Совета выпускников «Сколково», вручили сертификаты всем финалистам, а также главную награду победителям чемпионата. Победителем стала команда «Дедморозим» из Перми в составе: Инна Савченко, Мария Брезгина, Диана Биматова.

Жюри выбрало их решение, потому что оно было «самое здравое» – основанное на опыте, здравом смысле и возможностях организации.

Коротко о примерах сильных решений и основных ошибках

Расскажем на примере первого кейса чемпионата.

Кейс был посвящён некоммерческой организации, работающей как обучающий и ресурсный центр в своём регионе с высококвалифицированным составом экспертов-сотрудников. Но в последнее время организация столкнулась с сокращением бюджета, эмоциональным выгоранием команды и возрастающим напряжением в организации при высокой загруженности сотрудников.

Команды представили много интересных и даже замечательных решений ситуации в НКО, предложенной на первом этапе чемпионата. В качестве основных ошибок, которые совершали участники чемпионата, можно выделить следующие:

  • Приводить в качестве решений те, что уже были упомянуты в тексте кейса (например, ввести формализованные должностные инструкции), без предложения, как реализовать это решение, если есть значимое сопротивление ему;
  • Концентрироваться только на одном вопросе (например, поиске и использовании волонтеров) без объяснения, как это приведет к решению проблем организации;
  • Опираться только на собственный опыт НКО-деятельности без учета, что могут быть иные успешные НКО, применяющие альтернативные стратегии и подходы;
  • Разрабатывать решения, изменяя (не учитывая) явные сильные стороны организации (такие как разнообразные и квалифицированный персонал, готовность переключаться, разнообразные источники дохода и т.п.);
  • Базировать решение на слабых сторонах организации (практика обучения сотрудников без выявления потребности, например) без объяснения, как именно они будут усилены (изменены);
  • Предлагать решения, которые являются совершенно новыми для организации (нет никакого опыта в использовании таких инструментов) без объяснения, как можно будет избежать и снять проявляющиеся в этом случае риски (например, появление в организации внешнего супервизора и т.п.);
  • Предложение решения без аргументов диагностики проблемы: без опоры на теоретические управленческие модели и опыт некоммерческих организаций.

В качестве элементов сильных решений жюри отметило:

  • Использование управленческих моделей (чаще всего, SWOT-анализ и/или модель Грейнера), анализ собственного опыта или опыта иных организаций со ссылками;
  • Предложение альтернативных вариантов отдельных решений с обоснованием, при каких обстоятельствах (согласование с директором и менеджерами проектов сокращения занятости по «не своим» проектам, например) можно выбрать тот или иной вариант;
  • Инновационные решения, опирающиеся на имеющийся опыт организации и управленческую культуру (вывод в аутсорсинг части функций, переход к «виртуальному офису» в части деятельности и т.п.);
  • Ранжировали проблемы с выделением основных из них (например, продуктовой (маркетинговой) стратегии – сформулированной и обсужденной – у НКО нет, что усиливает будущие риски и т.п.). «Корневые проблемы» – те, которые вызывают или обостряют другие. Иначе говоря, если мы сможем решить корневую проблему, то острота других проблем снизится, или их легче будет решать.
  • Аргументировали и определяли сферы применения предлагаемого решения (например, четкое описание, что волонтеры и специалисты для аутсорсинга могут быть в вузах и доступ к ним через анализ перечня тематически близких НИР, курсовых работ и т.п.).

Эти ошибки и примеры сильных решений актуальны и для разбора любых других кейсов в управлении.