«Отлепиться от маминой юбки». 4 правила руководителя успешного благотворительного фонда

Новости

Запускаем серию историй об НКО в России. Хотим показать вам, как живут, меняют себя и мир вокруг финалисты кейс-чемпионата «Разумеется» 2021 года. Начнём с истории мамы в декрете. Она из благотворительного фонда в упадке создала мощную организацию, которая помогает тяжелобольным взрослым. Всё это об Виктории Агаджановой и московском фонде «Живой».

«Мы взлетели в самый экстремальный и тяжёлый период». Так говорит Виктория Агаджанова – руководитель Фонда помощи тяжелобольным взрослым «ЖИВОЙ». Благотворительная некоммерческая организация в период пандемии для своих подопечных собрала более 250 млн рублей – в 6 раз увеличили общую сумму донатов. Невероятный знак доверия аудитории и эффективности помощи. При этом уже с начала 2022 года Фонд открыл возможность поддержки тяжелобольных взрослых из любой страны при лечении в России.

Сейчас Виктория – руководитель, эффективный менеджер. Трудно представить, что 2013 году её позвали, чтобы закрыть организацию. Тогда «ЖИВОЙ» собирал в год 200 тысяч рублей — сумма позволяла спасти одного-двух людей максимум, фонд был в упадке. Основатели решили закрыть организацию. К тому времени Виктория уже поработала тележурналистом, держала небольшой цветочный бизнес и находилась в декрете. Подруга попросила помочь писать официальные письма о закрытии фонда в разные организации. Девушка согласилась, но на двадцатом письме предложила руководителям: «Дайте “поиграться”, хуже не будет, хуже уже случилось». С этого момента постепенно «ЖИВОЙ» начал оживать.

Команда кейс-чемпионата НКО «Разумеется» пообщалась с Викторией. Она рассказала свою историю и принципы, по которым развивается фонд.

Делай, не бойся, благодари

— Мою команду стимулирует азарт, когда нам говорят: «Ничего не получится», «вы что, с ума сошли?».

Я прислушиваюсь к своей команде: в 70% случаях предложения выливаются в какую-то крутую общую идею. Мы не боимся делать так, как ещё никто не делал. Это почти всегда история про «слабо́». Проверка, насколько далеко и высоко можем прыгнуть, действительно ли можем выйти за рамки привычного своего мышления и совершать что-то, что ещё вчера казалось невозможным.

Это действует примерно так. Мальчику на операцию нужна помощь уже послезавтра — 4 млн рублей. Сначала в обсуждениях: “Давайте не будем объявлять сбор средств, ведь не успеем нужную сумму набрать”. Но дальше всегда включается: “А что мы теряем — давайте попробуем”.

В итоге необходимую сумму получается собрать за 40 минут. Это кажется невероятным, но работает!

Это был самый большой и самый быстрый сбор фонда за всю историю его существования. Сестра Альберта стала донором костного мозга. Фонд помог собрать средства на операцию.

Ни одна из безумных идей не остаётся на уровне «Да, вы что, с ума сошли?!», она всегда переходит на уровень «Давай попробуем!». За это я благодарна своей команде.

«ЖИВОЙ» создали директора четырёх детских благотворительных фондов, когда поняли, что тяжелобольные подопечные, как только становятся старше 18 лет, выпадают из видимости государственной системы — остаются без прямой поддержки. При этом проблемы со здоровьем никуда не уходят и требуют лечения, ухода, помощи. «Живой» стал первым в России специализированным фондом помощи тяжелобольным взрослым. Сейчас фонд в месяц принимает более 20 заявок от тяжелобольных взрослых и их семей — людей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидам, тех, кому остро необходима помощь высококвалифицированных врачей.

Кризис вдохновляет быстро меняться

— Когда случилась пандемия, было ощущение, что под тобой горит велосипед, да и сам ты в огне. У многих известных мне команд в НКО и бизнесе такая ситуация вызывала усталость, раздражение и выгорание. У нашей команды — исключительно подъём. Это была не новая проблема, а новая возможность. Собрались и продолжили работать, каждый раз пытались понять, а что там дальше за поворотом? Когда сам так думаешь, то люди не боятся с тобой пробовать — это сильно вдохновляет.

2020 год многому нас научил. Когда грянула пандемия, ограничения, мы сумели быстро перестроить работу. Уже через полтора дня сотрудники сидели по домам, обеспеченные техникой, вся информация была загружена в облачные хранилища, на разные серверы. Каждый чётко понимал свою задачу и гибко перестроился под новый формат работы. Это дало результаты: если за 2019 год собрали донатов на 38 миллионов рублей, то в 2020 — взлетели до 250 миллионов. За 2020 и 2021 год мы смогли помочь 320 подопечным. У каждого своя непростая история.

Травма Валерии — результат автомобильной аварии. Девушка была почти полностью обездвижена. Большая часть средств для лечения поступила после сюжета на телеканале «МИР», который организовал фонд.

Girl Power прежде всего

— Берём в свою команду в основном девушек. Когда недавно собеседовали на позицию в фонд уже пятого кандидата, я пришла к мысли, что с мальчиками у нас не складываются «отношения». Мы пытались — брали, обучали, принимали с опытом, без опыта. Но почему-то парни оказываются слабее – быстрее устают, выгорают, меняют приоритеты. Может быть, за этими мужчинами стоят нудные женщины, которые говорят каждый день: «Ну, когда ты придёшь домой?!». Конечно, это абсолютно не в упрёк мужчинам, просто моё личное наблюдение. Поэтому, наш фонд, это в первую очередь Girl Power!

Интересно, что задолго до фонда, ещё в студенчестве, когда только-только начинали заниматься добрыми делами — нас было пять подруг. Тогда волонтёры в благотворительных организациях звали нас «банда брюнеток»!

Отлепиться от маминой юбки и быть «космонавтами»

На фото часть команды фонда. В конце 2021 года «ЖИВОЙ» стал победителем кейс-чемпионата НКО «Разумеется».

— Фонд, как человек, у него те же законы развития, он взрослеет. Происходят процессы, которые потом становятся автоматизированными: часть получается сама собой, часть — результат наработанной репутации. Сейчас задача сделать так, чтобы фонд стал совершеннолетним — перестал ассоциироваться со мной, с конкретным человеком. Обычно, если фонд «звучит», то это связывают с личностью, например, фонд «Подари жизнь» ассоциируют с Чулпан Хаматовой. Но если мы хотим, чтобы фонд действительно развивался эффективно, то он должен в дальнейшем жить сам по себе – отлепился от маминой юбки.

В моём детстве все хотели стать космонавтами. Думаю, для фонда это очень точно — взять высоту, стать организацией, которая может видеть одновременно процессы, происходящие по всему миру, анализировать. Мы должны перейти от адресной помощи к системному развитию разных сфер, на которые можем повлиять.

Каждый год в России появляется 12 миллионов людей с инвалидностью — огромная цифра. Это именно новые люди с инвалидностью, а ещё надо помогать тем, у кого она установлена ранее. Поэтому можно сколько угодно менять жизнь конкретного человека, но, если впоследствии к этому процессу не подключится государство, не сделает его системным — мы ничего не изменим, даже всеобщими силами.

Узнать больше о деятельности фонда или внести свой вклад можно на сайте. Сейчас там открыт сбор средств сразу для 10 тяжелобольных взрослых.

Проект кейс-чемпионат «Разумеется» реализуется при поддержке Фонда президентских грантов