Любовь на разогревающейся планете

Новости

IMG_9255Так называлась дискуссия, которая прошла 2 июня в Центре городской культуры в рамках экспериментального клуба «Ночная кухня». Именно с вопроса «Какой смысл любить на разогревающейся планете?» и началась подготовка к фестивалю «Мосты» в этом году.

Поздним пятничным вечером в Центре городской культуры собрались те, кого интересовало, действительно ли разогревается наша планета и что нам делать, если это так.

Дискуссию вела Анастасия Сечина, координатор фестиваля, которая сразу предложила всем присутствующим обозначить свою позицию по отношению к главному вопросу дискуссии, сев в определенную зону аудитории. На протяжении дискуссии некоторые из участников действительно поменяли свое местоположение, но основная масса остались на своих местах. Большинство из нас были в центре – люди сомневающиеся или, по выражению одного из участников, «некомпетентные в этом вопросе».

Первой выступала Анна Фадеева, координатор городских проектов. Ее позиция звучала следующим образом: глобальные изменения есть и главная роль в них отводится человеку. В качестве аргументов Анна привела некоторые тезисы из Пятого оценочного доклада Межправительственной группы экспертов по изменению климата. При этом она уточнила: «Будущее не определено. Оно может развиваться по разным сценариям». Анна считает, что люди конкурируют там, где могли бы сотрудничать и действовать в общих интересах, чтобы изменить ситуацию. Она привела в пример рассказ Теда Качински «Корабль дураков» – о корабле, на котором занимались проблемами женщин, животных и т.д., но не плаванием, и в результате корабль разбился.

У Анны нет рецепта для решения вопроса климатических изменений, она предложила аудитории вместе с ней поразмышлять: стоит ли жить так, как мы живем сейчас, заниматься «малыми» благими делами или всё это не имеет смысла и нам срочно нужны глобальные изменения. Возможно, «есть один глобальный смысл, о котором мы должны договариваться, и все наши приоритеты должны быть расставлены в пользу этого смысла».

После Анны выступил гость фестиваля Николай Александрович Калинин, доктор географических наук, профессор, заведующий кафедрой метеорологии и охраны атмосферы. Он сразу уточнил, что экология – не его область научных изысканий, и поэтому может говорить только о прогнозах. Николай считает, что те, кто занимается изменениями климата – безответственные люди, так как изменение климата – это абстракция, которая мало кого интересует: «Климат – это статистический режим». Грубо говоря, холодное лето не означает глобального похолодания, на изменения климата надо смотреть в течение десятилетий и в разных местах планеты. Например, температура на планете за 100 лет увеличилась на 1 градус, а для человека это незаметно; с другой стороны, в Гренландии отмечают похолодание.

IMG_9289_1

Николай считает, что катастрофических вещей нет, нужно что-то делать не в связи с тем, что меняется климат: «Часть научного сообщества полагает, что это естественные изменения. Природа самодостаточна <…> природа меняется в связи с тем, что не может не меняться».

Он пояснил, что такие повышения температуры и раньше происходили, когда не было такого влияния антропогенного фактора, как выбросы в атмосферу, т.е. это естественный ход вещей. Кроме того, заметил он, «остановить изменение климата» – фраза не совсем грамотная, т.к. человек не может повлиять даже на отдельный циклон, мощность которого за секунду больше, чем мощность всей Саяно-Шушенской ГЭС за год в 10 в девятой степени раз!

«Управлять природой человек, к счастью, не в состоянии, – говорит Николай. – Поэтому занимайтесь своими делами». Также профессор упомянул о журналистике, которая, по его словам, «превратилась в тренд»: «Не надо делать так, чтобы люди боялись».

После выступления Николая Анна уточнила, что беспокоится не о нагревании планеты, а о последствиях, которые были представлены в докладе научного сообщества (засухи, катастрофы, повышение уровня Мирового океана и пр.). Николай апеллировал к истории, которая показывает, что, кроме минусов, всегда есть и плюсы; климатические изменения были и раньше, просто об этом не знали и не говорили.

IMG_9299

В ход дискуссии вмешалась Анастасия и спросила у профессора, кому в таком случае верить. Николай уточнил, что есть люди, которых и цифры не могут убедить; человек чаще не помогает природе, а помешать ей нельзя, т.к. все Газпромы и Лукойлы – «мелкие бычки», они природе не опасны.

Анастасия обратилась к залу и попросила присутствующих обосновать свою позицию: те, кто считает, что нужно менять приоритеты, тех, кто считает, что подстраиваться под ситуацию не нужно, и «сомневающихся».

Первые высказывались в защиту объединения ради новой миссии, так как в научном сообществе все-таки существует точка зрения о том, что климатические изменения на планете связаны с антропогенным фактором. Объединение, по мнению оных, – это сильная позиция.

Вторые предлагали успокоиться, потому что человечество уже переживало изменения климата и даже не заметило этого, а волнуемся мы из-за знания. Были возражения и в плане реализации замысла объединиться: «Человечество никогда не объединялось в едином порыве. И даже если мы начнем этот процесс, он будет политическим». Предложено было быть более конкретными: «Белые медведи – с ними будет еще хуже, чем сейчас, но именно об этих конкретных медведях и надо думать».

IMG_9336

«Сомневающиеся» сомневались по разным причинам: кто-то – по причине своей некомпетентности, кто-то – из-за апатии («планета все равно придет к перерождению»), а кто-то – из-за непонимания своей роли в этом процессе.

Мне кажется, выбранный экспериментальный формат встречи целиком оправдал себя. Во- первых, не осталось равнодушных, потому что каждый вынужден был позиционировать себя по вопросу; во-вторых, теплая атмосфера, которую создали ведущая и гости, позволяла не вставать в агрессивную защиту той или иной позиции, а задавать вопросы – себе и другим.

Приведенные обеими сторонами аргументы позволяют усомниться в достоверности, казалось бы, незыблемых (кем?) фактов. Трактовать климатические изменения можно по-разному, разным может быть и наше поведение, но судя по тому, что было сказано, написано и просто витало в воздухе – любить на планете можно и нужно. И ее любят.