В рамках дня будущего (3 июня) на городском общественном фестивале «Мосты» состоялась открытая дискуссия «Проступающее будущее»: микротенденции большого города. По просьбе организаторов эксперты попытались обозначить микротенденции последнего года и назвали семь маленьких изменений в жизни Перми, которые могут привести к большим переменам. Среди них оказались «расслабленное отцовство», анализ ДНК для изучения родословной и др., а самой спорной оказался туризм на доверии.
Справка:
Автором концепции о микротенденциях является социолога Марк Пенн, которую он изложил в книге «Микротенденции. Маленькие изменения, приводящие к большим переменам». Эти изменения происходят за счёт микрогрупп, объединенных общими интересами. Согласно идее Марка Пенна, когда численность микрогруппы достигает 1% от численности населения страны, региона, города, она начинает влиять на экономику, политику и вообще на все сферы общественной жизни.
1. Генеалогические исследования и анализ ДНК
Резюме микротенденции: Беглое обращение к поисковым системам выдаёт как минимум две фирмы в Перми, которые изучают родословную человека по анализу его ДНК. О причинах и перспективах интереса к генетической генеалогии рассказал эксперт центра ГРАНИ Дамир Мусин.
По его словам это действительно эффективный способ узнать свою родословную. «У людей, проживающих примерно на одной территории, имеются одинаковые генетические маркеры, которые позволяют отнести человека к той или иной гаплогруппе (параметр в генетических исследованиях, который определяет принадлежность человека к общему предку).
По мнению Дамира Мусина с помощью таких исследований человек, во-первых, пытается узнать принадлежность к тому или иному роду. Ведь в советский период многие «путали следы», меняли фамилии или историю своего происхождения; во-вторых, люди стараются таким образом найти в своём роду представителей таких экзотических народов как ашкеназские евреи или средиземноморского типа человека и т.п.
По мнению участников дискуссии всё это отражает более серьёзные запросы людей на самопознание и самоопределение себя в историко-культурном пространстве. «Развитие этой микртотенденции приведёт к пониманию того, что культура нашей страны состоит из множества культур различных народов. Это находит отражение и в наборе генов, доставшихся человеку от представителей разных этносов. Неслучайно компании, специализирующиеся на генетической генеалогии фиксируют стабильный прирост клиентов», – резюмировал Дамир Мусин.
2. Узкоспециализированные инструменты как особый тип развлечения
Резюме микротенденции: Зачем люди покупает огромное количество специальных инструментов для различных хобби, а не обходятся одним универсальным приспособлением? Как возникла тяга к деуниверсализации в мире вещей? Является ли это новой формой фетишизма пермяков? Об этом рассуждала, основываясь на личном опыте, журналист Любовь Соколова.
«У меня всё началось с того, что подружка прислала фотографию особой лопаты – микса сапёрной и совковой. Поскольку она ею очень гордилась, то я тоже захотела её приобрести, но оказалось, что все они уже распроданы. Я расстроилась и подумала, чем сама могу удивить подругу. Оказалось, кое-что есть и в моём садовом арсенале – специальный инструмент для извлечения сорняков с очень длинным корнем. Моя подруга тоже им очень заинтересовалась, но вместе мы выяснили, что эти хитрые приспособления больше не производятся», – начала свой рассказ Любовь Соколова.
По мнению спикера, узкая специализация и диверсификация характерна лишь для вещей, требующих мышечных усилий, работы руками. Тогда как в области электронных технологий, напротив, всё стремится к универсальности. «Мне кажется, что человек умелый всегда универсален и почти в любой ситуации может обходиться «лопатой», а менее искусному требуются более тонкие инструменты», – подытожила своё выступление Любовь Соколова.
Другие участники дискуссии связали эту микротенденцию с уловками маркетологов, которые заинтересованы в расширении продуктовых линеек своих компаний. Обозначили возможности её масштабирования в связи с появлением всё большего числа увлечений у людей. «Я полностью согласна с тем, что это микротенденция, поскольку у людей сейчас всё больше возможностей, свободного времени для различных увлечений, для каждого из которых требуется множество специальных приспособлений», – отметила одна из девушек в зале.
Представитель московского Сахаровского центра Наталья Самовер указала на антропологический аспект микротенденции. По её мнению узкая специализация вещей свидетельствует о развитии человеческого рода, поскольку усложнения инструментария отражает усложнение понимания нами сути вещей и процессов, которыми мы управляем. «Если выполнять всё по-старому, то мы справимся с задачей на «тройку», а если ставить перфекционистские цели, то нам нужен инструмент, который по своим характеристикам позволяет выполнить работу наиболее эффективно. И это повышение качества работы повышает качество нас самих», – сказала Наталья Самовер.
3. Городские ремесленники
Резюме микротенденции: В Пермском крае есть семьи, которые через возрождение традиционных технологий домашнего производства масла, одежды, хлеба и т.п. пытаются, с одной стороны, оздоровить себя, а с другой, восстановить свою автохтонность. А некоторые просто стремятся начать что-то производить собственными руками и получают от этого настоящее удовольствие, и деньги. О своём опыте ухода в ремесленничество рассказала семейная пара Натальи Ведерниковой и Евгения Попова, а эксперты увидели в этом зачатки крафтовой революции регионального масштаба.
Евгений Попов, ремесленник
– Мы живём в посёлке Ферма. У нас небольшое производство товаров для детей, заготовок для творчества и другая мелочь. Началось всё с того, что меня спросили, смогу ли я вырезать оленя из дерева на новый год. Я попробовал, у меня получилось, потом попросили изготовить ёлку, как в журнале. С этим я тоже справился, а затем жена сказала, что это и есть «моё».
После короткого выступления Натальи и Евгения разбираться с контекстом их работы стали эксперты. Преподаватель Высшей школы экономики Пётр Ситник отметил, что работу Натальи и Евгения вполне можно считать микротенденцией в мире, в котором теряется ценность ручного труда. По его мнению, новые технологии как раз позволят сделать массовым индивидуальное производство.
Одна из участниц дискуссии предложила посмотреть на это с точки зрения моды. «Ремесленничество позволяет изготовить уникальную вещь, которую ты точно не обнаружишь на прохожем. Всё, что сейчас массово производится на заводах – приелось, хочется чего-то эксклюзивного, своего, что и могут дать новые ремесленники», – прокомментировала девушка.
Сотрудница Сахаровского центра Наталья Самовер увидела в этой микротенденции зачатки крафтовой революции. «Крафтовая революция, которая, как и многое другое, дошла до нас с опозданием действительно симптом какого-то нового мира, где развивается человеческая индивидуальность, углубляется её ценность; выстраиваются межличностные отношения, когда интереснее купить что-то у ремесленника, которому я могу посмотреть в лицо и о чём-то поговорить. Всё это не что иное, как возрастание человечности», – пояснила Наталья Самовер.
4. Туризм на доверии
Резюме микротенденции: Сегодня всё больше туристов самостоятельно при помощи социальных сетей или специальных электронных приложений организуют свои путешествия. А внутри этих ресурсов всё строится на доверии, гарантом которого становятся сами социальные сети и приложения, например, как в случае Uber. О конкретном кейсе путешествий на доверии и «уберизации» туристической отрасли рассказал финансист, преподаватель Высшей школы экономики (Пермь) Пётр Ситник.
Пётр Ситник, финансист, преподаватель высшей школы экономики (Пермь)
– Жительница Перми Дарья Пепеляева организует времяпрепровождение туристов за границей. При этом она не продаёт билеты и не бронирует номера в гостиницах, люди это делают сами. Она лишь рекомендует тот или иной перелёт, место для ночлега и программу различных мероприятий. То есть, Дарья не участвует в приобретении самого тура, а значит, не берёт на себя никаких рисков связанных, а лишь выступает в качестве гида или экскурсовода. И, кстати, всё это существенно снижает издержки самих путешественников.
Эта микротенденция стала самой спорной. Участники отметили, что индивидуальный подход к организации путешествий существовал давно; что молодёжь уже и не думает обращаться за помощью при путешествиях к туроператорам, поэтому эта тенденция может быть характерна лишь для тех, кто сейчас старше 30 лет и не готов жить где попало, с кем попало и тратить время на самостоятельное планирование путешествий.
Председатель Пермской гражданской палаты Игорь Аверкиев подчеркнул, что доверие далеко не безграничный ресурс. «Если такие сервисы действительно возникают на доверии, как определённом общественном ресурсе, то необходимо понимать, что доверие – удел благополучных обществ. Но одновременно это и ограничитель, ведь если в обществе будет нарастать недоверие, то и подобные тенденции отомрут», – отметил Игорь Аверкиев.
5. Расслабленное отцовство
Резюме микротенденции: В Перми появляется всё больше отцов, которые не избегают, а, напротив, всячески стремятся поддерживать связь со своими малышами. Они не перекладывают заботу о детях всецело на плечи мам, а сами ходят с ними по больницам, садикам, школам, участвуют в семейных фестивалях и т.д. О своём опыте активного отцовства рассказал экс-руководитель пресс-службы ПГНИУ Вячеслав Варанкин.
«Кто из мужчин в зале помнит, как он целовал отца в детстве или отец целовал его?», – обратился с вопросом к аудитории вначале своего выступления Вячеслав Варанкин. Руку подняли лишь два человека.
«Общество унизительно относится к отцовству, потому что отцовская любовь воспринимается как второстепенная фича, а на первое место для отцов отводится заработок и обеспечение семьи», – продолжил Вячеслав.
Затем активный отец стал перечислять различные примеры из жизни, где он чувствовал на себе полное непонимание со стороны окружающих. Например, по его словам большинство книг о воспитании детей написаны для мам, хотя у отцов есть свои специфические вопросы: отличается ли мужской авторитет от женского, можно ли целовать ребёнка в губы, учить ли его давать сдачу, разрешать или нет крутить сальто зимой с гаражей и т.д. Кроме этого Вячеслав посетовал, что ему нечего делать на различных семейных фестивалях из-за отсутствия специальных мероприятий для отцов.
Завершая своё выступление, Вячеслав сформулировал небольшой манифест:
– Отцам нужен воздух, поддержка и признание отцовской любви как ключевой функции папы в семье. И если формат моего выступления предполагает какое-то предложение, то я бы хотел посоветовать организаторам всех семейных фестивалей, авторам книг, мамам, врачам в больницах уважать отцовскую любовь.
Наталья Самовер отметила, что Вячеславу приходится отстаивать право на не авторитарное отцовство в условиях авторитарного общества. «Мне кажется всё это показатель кризиса авторитарной модели семьи, в которой отец не опускается до того, чтобы вытирать сопли, или менять подгузники своему ребёнку. Вместо этого он царствует на диване, и раздаёт с него указания, не подлежащие обсуждению. Эта веками существовавшая модель сейчас постепенно размывается изнутри. Но человек может жить по-новому в своём доме, но стоит ему выйти за порог, как тут же приходится отстаивать своё право на не авторитарное поведение внутри авторитарной модели общества. Но, насколько мне известно, подобные процессы, начавшись однажды, уже не сворачиваются обратно», – прокомментировала Наталья Самовер.
6. Локальная история как форма городской практики
Резюме микротенденции: Пермь уже расчерчена экскурсионными маршрутами, в городе появляются краеведы, составляющие авторские пешеходные туры по городу (Пермь мистическая, Пермь польская, еврейская, мусульманская, интеллигентская и т.д.). О том является ли интерес к локальной истории формой гражданского актинизма, рассуждает историк и московский гость фестиваля Наталья Самовер.
Наталья Самовер, журналист, координатор движения «АрхНадзор», координатор экспозиционной и выставочной деятельности Сахаровского центра
– В последние десять лет наблюдается активный переход от господства официальной памяти к подъёму памяти локальной или коллективной (различных сообществ, членов этнических или религиозных общин, профессиональных корпораций и т.д.). Это происходит из-за бурного развития строительства и девелопмента в крупных городах. В результате дорогие людям места приватизируются, продаются, отнимаются, перестраиваются с огромной скоростью. Противовесом быстрой и насильственной трансформации привычной для горожан среды, становится актуализация коллективной памяти и осознание этой среды как ценности. К сожалению, мы начинаем сознавать себя частью городского сообщества, когда у нас отнимают город.
Неслучайно в мегаполисах активно развиваются экскурсии связанные не только с историей и архитектурой города, но и индустриальными окраинами, спальными районами, дворами, фабриками и т.д. То есть туристические маршруты пролегают и по тем местам, где живёт абсолютное большинство горожан. И это очень важное изменение. Ведь, как правило, люди, не считают свой район чем-то ценным и это является проекцией собственной низкой самооценки. Но любой быт можно наполнить смыслом, светом, духом и культурой. Например, в соседней «хрущёвке» мог жить поэт, который писал свои стихи именно здесь. То есть, проживание в индустриальном районе не делает тебя «замкадышем», неважно, где ты живёшь, важно, что ты и твои соседи из себя представляют, то, каким духом наполнили эту территорию люди, жившие до тебя. И такое самоидентифицирование человека с местом есть самое естественное основание гражданственности.