«Общество развития продуктивных инициатив» реализует новый проект «Конструктор правочеловеческих инициатив», первым мероприятием которого стал «Академический полдник», прошедший в Перми 25 января.
Инициатором обсуждения выступили эксперты Центра ГРАНИ. Организаторы не предполагали разговора о профсоюзах или бюджетном обеспечении. Интересным было обсудить фундаментальные основания университетского стиля, образа жизни и ценностей – университетскую автономию и академические свободы.
Участие в дискуссии приняла представители трех крупнейших пермских вузов, журналисты городских изданий и эксперты Центра ГРАНИ.
Идея академических свобод развивалась вместе с увеличением роли университетов в Европе в X-XI веках. Основной целью для ученых и преподавателей было достижение свободы в исследованиях и научных изысканиях. Базисом университетов средневековой Европы являются свободные объединения учеников, которые собирались вокруг ярких и известных Учителей и сами выстраивали свою жизнь. Вскоре эти объединения были признаны властями, и они получили охранительные привилегии и почетные права, а именно автономное правосудие и право присуждать академические степени. Именно это свободное объединение самостоятельных людей положило начало университету, идея и организация которого основаны на свободе в выборе исследовательских тем и передаче знаний.
С тех пор само понятие академических свобод настолько плотно вошло в жизнь университетских сообществ, что отчасти уже не воспринимается как актуальное. И только когда появляется явная угроза этим свободам, становится понятно, какую роль они играют.
На дискуссии обсудили те вызовы, которые сейчас связаны с прямыми и явными угрозами академическим свободам. Представители университетской корпорации, как и, наверное, любой другой, как бы «кожей» чувствуют, когда кто-то или что-то угрожает их самостоятельности, автономности – и, пожалуй, не будет преувеличением сказать, что все, по крайней мере, все присутствовавшие на встрече, согласны с тем, что ситуация далека от благополучия. Но вот в оценке деталей – в том числе кто или что угрожает, в каких объеме и степени, что можно и должно делать, и, собственно, как конкретно понимать свод академических свобод – здесь согласия уже нет.
Часть представителей сообщества считает, что, несмотря на явные проблемы, самые главные профессиональные свободы – исследовать то, что считаешь интересным, и преподавать то, что считаешь необходимым – по-прежнему работают и ими можно пользоваться. Другие склонны акцентировать проблемы и угрозы – в качестве их главного поставщика чаще называют государство в лице уполномоченных органов. Ситуация осложняется тем, что смысл действий этих уполномоченных органов зачастую остается непонятым и интерпретируется как поведение «слона в посудной лавке».
«Так или иначе, очевидно, что университеты вместе с имеющими к ним отношение людьми, находятся в ситуации серьезной трансформации перед лицом самых разных вызовов, как локального и национального, так и глобального характера. Все это переплетается в тугой узел, где агентами интернационализации, коммерциализации, электронизации преподавания и исследований выступают национальные власти и администрации самих университетов. Думается, что обращение к терминологии академических прав и свобод может быть небесполезным для обогащения рефлексивного восприятия и понимания происходящего. Речь идет о возможности некой позитивной повестки в противовес во многом рефлекторному сопротивлению ломки привычного статус-кво. Ведь интеллектуальная свобода и интеллектуальная честность – как выразился один участник: «право и свобода называть истину истиной и ложь ложью» – по-прежнему бесспорные ценности как в узкопрофессиональном академическом, так и в широком общественном отношении», – отметил Константин Сулимов.
Светлана Маковецкая акцентировала внимание на том, что диалог получился немного поколенческим: «Более молодые коллеги, свободные, эмансипированные, считали, что ничего не происходит с академическими свободами. Человек, находящийся в академической среде, по-прежнему свободен, вопрос только в тех издержках, которыми он платит за принятие того или иного решения. Им частично противостояли в споре ответственные, пожившие профессора и заведующими кафедрами, которые в большей степени говорили, возможно, с позиции собственной ответственности, считая себя в некотором смысле гарантами реализации академических свобод. И возможно, поэтому в большей степени говорили о вызовах, которые возникают к академическим свободам».
Одновременно прошедшая встреча была попыткой выяснить социальную ответственность университета, как институции, в удержании пространства автономности и свободы со стороны академического сообщества, и готовности говорить не только на языке профсоюзов, бюджетов, но и на языке ценностей.
Эксперты сошлись во мнении, что «Академический полдник» стал первым в череде предстоящих обсуждений темы академических свобод в Перми.