«Присмотритесь к стартапам. Они приходят на рынок уже социально ориентированными. С ними интереснее работать, проще договориться и делать коллаборации».
К такому выводу приходит эксперт в области имиджа, брендинга и городского маркетинга, преподаватель Южно-Уральского государственного университета Яна Добрынина.
Яна Добрынина — доцент кафедры «Менеджмент» в ЮУрГУ, за 20 лет работы выпустила больше тысячи бакалавров и магистров по специальностям «маркетинг», «реклама и связи с общественностью», «бренд-менеджмент», «инновационный маркетинг».
В 2022 году Яна Добрынина стала приглашённым экспертом одного из этапов единственного в России Кейс-чемпионата по управлению НКО «Разумеется». Участники решали задания в сфере формирования образа и репутации.
Вместе с экспертом разбираемся, кто из бизнеса может стать партнёром для некоммерческих организаций.
О ЧЁМ ДУМАЕТ КРУПНЫЙ БИЗНЕС И ПОЧЕМУ НУЖНО ИСКАТЬ СТАРТАПЫ
Дисклеймер: у действующего бизнеса сейчас короткий горизонт планирования. Развитие социального направления в какой-либо форме — задача, которую полностью сворачивают или ставят на паузу.
Эксперт считает, что прежде всего это касается крупных компаний.
«Крупный бизнес занимается социальной ответственностью с позиции: «Нам надо, статус обязывает», «В нашем секторе все так делают, давайте и мы будем». Энтузиасты по зову сердца — скорее исключение. Но всё же не нужно бояться обращаться к крупному бизнесу за поддержкой ваших инициатив, даже сейчас. У таких компаний накоплен капитал, в том числе капитал бренда. Они заинтересованы в социальных проектах».
По всему миру бизнес занимается социальными проектами и сотрудничают с НКО, тогда когда становится крупной, устойчивой компанией. Предприятий, где в фундамент своей идентичности изначально заложено социальное направление — крайне мало, даже в развитых странах.
«Молодые предприниматели иначе воспринимают действительность, и это находит отклик у их аудитории. Например, разделение и утилизация мусора. Для поколения моих студентов и чуть старше — это уже норма. Они ищут и находят места, где принимают такой мусор. Бизнес откликается — использует в работе посуду из экоматериалов, съедобные стаканчики и тому подобное. Поэтому за помощью в вашем деле можно смело обращаться к молодым компаниям и к совсем начинающим стартапам. Да, они не готовы выделять большие ресурсы, но они приходят на рынок уже социально ориентированы, с ними будет интереснее работать, проще договориться и делать совместные проекты».
БИЗНЕС ПОДДЕРЖИВАЕТ ДЕТЕЙ, ЖИВОТНЫХ И ЭКОЛОГИЮ. А ЕСЛИ ДРУГОЙ ПРОФИЛЬ — ПЫТАТЬСЯ НЕ СТОИТ?
Стоит. Проекты, направленные на помощь детям, животным и природы, действительно чаще поддерживаются компаниями. Потому что цели таких инициатив просто объяснить аудитории. Опыт, который есть в других странах, показывает, что этот шаблон можно преодолеть.
«Например, производитель тканей и одежды Benetton ещё с 80-ых годов строил свою идентичность на отстаивании равенства прав для людей с разными цветами кожи. В какой-то момент они расширили спектр интересов — добавились люди с серьезными заболеваниями, болеющих СПИДом. У них были яркие рекламные кампании. Героем одного из социальных рекламных проектов был умирающий человек».
Benetton создали цветной постер к чёрно-белой фотографии умирающего от СПИДа активиста и общественного деятеля Дэвида Кирби и его семьи. На фото не постановка, а репортажная съёмка — реальные люди, болезнь и смерть. Сама фотография была впервые опубликована в журнале Life, который назвал его «картинкой, изменившей лицо СПИДа».
Чтобы привлечь внимание к борьбе со СПИДОМ Benetton провели акцию в Париже на площади Конкорд. На центральный монумент натянул гигантский презерватив со своим логотипом.
«Другой яркий пример — производители мороженого Ben & Jerry’s. У них есть программа помощи бездомным: раз в несколько месяцев они полностью решают проблемы одного бездомного — помогают с жильём, работой, документами, одеждой и т.п. Ещё в своих кафешках мороженого во время выборов они разворачивают пункты для голосования».
Среди социальных проектов Ben & Jerry’s — запуск линейки вкусов мороженого, компоненты которого делали нуждающиеся группы населения. Chocolate Fudge Brownie («Шоколадное печенье с помадкой») — заказ на поставку печенья для мороженого компания, которая трудоустраивала бездомных. Для мороженного Wild Maine Blueberry («Дикая черника Мэна») чернику собирали индейцы племени пассамакводди — так компания создала новые рабочие места для нуждающихся.
КАК НАЛАДИТЬ ПРОДВИЖЕНИЕ
По мнению эксперта, если представить российские НКО в виде живого организма, то его главная болевая точка — неизвестность. Об их деятельности и проблемах, которые решают, знают не многие. Особенно остро это чувствуется в регионах: не узнаешь об НКО, пока сам не столкнёшься с их деятельностью.
Яна Добрынина и англоязычные студенты-дипломники. Эксперт ведёт лекции в рамках англоязычных программ университета. 2014-2018 она преподавала «Инновационный маркетинг»в российско-американской магистерской программе двойных дипломов, организованной совместно с Университетом Кларка (США).
В таких случаях доктор прописывает одно лечение, как обычным компаниям, так и НКО — продвижение. Не нужна дорогостоящая реклама, какой-то жёсткий пиар. Начать стоит с минимальных усилий — регулярное ведение соцсетей и сайта, поиск партнёров. Необязательно привлекать супер-специалистов, чтобы делать минимальные важные шаги. Этому можно научиться самому, обучить сотрудников или пригласить волонтёров на проектную работу.
Для бизнеса и НКО сейчас один из главных трендов — участие в акселераторах. Это быстрый способ с помощью профессионалов начать двигать организацию в разных направлениях. В том числе отладить пиар-стратегию.
«Этот тренд одними из первых в стране «поймали» сибирские регионы страны. Там акселерационная работа с НКО ведётся системно с 2005 года. В результате изменился сам «рынок» — многие из организаций, которые не были юридически оформлены как НКО, теперь зарегистрированы, научились себя продвигать», — рассказывает эксперт.
Акселераторы — это возможность отладить стратегию и процессы НКО, получить гранты на развитие и найти новых партнёров из некоммерческого сектора.
Примеры акселераторов для НКО
- Акселератор «Начни иначе» для организаций в сфере инклюзии. Запустил Росбанк совместно с Impact Hub Moscow.
- Медиа акселератор для НКО. Помогают создавать качественную социальную рекламу. Спецпроект факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ
- DI:NGO акселератор цифровой трансформации НКО от Фонда Потанина и ВШЭ
Российский кейс-чемпионат по управлению НКО «Разумеется» реализует «Общество развития продуктивных инициатив» и пермский Центр ГРАНИ при поддержке Фонда президентских грантов.