Проекты

«Мастерская социальных услуг»

В настоящее в России происходят кардинальные преобразования в сфере предоставления социальных услуг населению. Долгое время держателем пакета и единственным поставщиком социальных услуг оставалась сеть государственных и муниципальных учреждений. Меняющееся в настоящее время законодательство активно стимулирует конкуренцию в сфере предоставления социально значимых услуг, создавая возможности для увеличения числа негосударственных и немуниципальных субъектов, оказывающих такие услуги населению. При этом некоммерческие организации не просто указываются в качестве возможных поставщиков, но и выделяются в качестве желательных, поскольку некоммерческие организации накопили достаточный опыт и компетенции в данной сфере.

В результате разгосударствления сектора оказания социальных услуг ожидается увеличение территориальной распределенности организаций, предоставляющих социально значимые услуги, количества и ассортимента социально значимых услуг для различных категорий граждан, а значит увеличение доступности социальных услуг для граждан.

Однако некоммерческие организации не владеют информацией о новых возможностях устойчивого развития своей организации, как включаясь в конкуренцию за бюджетное финансирование оказываемых населению услуг, так и создавая инновационные услуги, решающие вновь возникающие или давно существующие проблемы горожан новыми более эффективными способами.

Исследования деятельности некоммерческих организаций города Перми показывают, что на сегодняшний день СОНКО достаточно активно развивают направление оказания социальных услуг в рамках реализации социально значимых проектов. При этом проектный подход создает свои барьеры в процессе создания устойчивой конкурентной площадки оказания услуг населению и завоеванию доверия и популярности у потребителей услуг, поскольку имеет временные ограничения, требует привлечения собственных средств, не предусматривает средств на содержание зданий

На сегодняшний день в городе Перми отсутствует организация, ресурсный центр, который консультирует СОНКО по вопросам изменяющегося законодательства в обозначенной сфере, обучает правилам и возможностям участия в устойчивом оказании социально значимых услуг, требованиям к организациям-поставщикам, претендующим на бюджетное финансирование.

Данный проект способен расширить представление некоммерческих организаций об эффективной и безубыточной деятельности по решению социально значимых проблем, вооружить специалистов НКО новыми знаниями о тенденциях развития социальной сферы и роли НКО, предоставить НКО возможность получения консультации экспертов, что позволит некоммерческим организациям города Перми безболезненно и с меньшими издержками участвовать в оказании социально значимых услуг, становясь конкурентоспособными и эффективными субъектами решения социальных проблем.

Цель проекта – вовлечение негосударственных организаций города Перми в процесс предоставления социальных услуг, посредством организации информационно-консалтинговой поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций города Перми, ТОС, осуществляющих деятельность в сфере предоставления услуг населению, содействия в получении необходимых знаний и навыков, информации о возможностях рынка социальных услуг, а также каналах получения необходимой ресурсной, информационной, методической поддержки.

Задачи проекта:
1. Повысить информированность социально ориентированных некоммерческих организаций и ТОС, осуществляющих деятельность на территории города Перми о возможностях предоставления социальных услуг, требованиях к ведению такого рода деятельности;
2. Собрать, обобщить и распространить среди аудитории проекта успешный пермский и российский опыт участия СО НКО и ТОС в предоставлении социальных услуг, социально — предпринимательской деятельности, создать коллекцию успешных моделей и лучшей практики;
3. Реализовать программу обучения социально ориентированных некоммерческих организаций и ТОС, осуществляющих деятельность в городе Перми, навыкам ведения предпринимательской деятельности путем проведения семинаров и консультаций;

Университетский проект Ассоциации независимых центров экономического анализа (АНЦЭА) при поддержке Оксфордского фонда.

Общество развития предпринимательских инициатив является участником Ассоциации независимых центров экономического анализа (АНЦЭА). В рамках Университетского проекта ежегодно на базе организации реализуется программа стажировок для студентов и молодых ученых с целью познакомить их с деятельностью крупнейших аналитических центров России, познакомить с новейшими методиками исследования и предоставить возможность реализовать собственный исследовательский проект, под руководством кураторов — экспертов ОРПИ.

Все исследовательские проекты стажеров носят социально-экономический характер, однако полностью укладываются в специфику главного направления деятельности ОРПИ — защиту прав получателей государственных и муниципальных услуг.

В 2011 году главной исследовательской темой стажировок является качество предоставления государственных и муниципальных услуг для социально незащищенных групп населения Пермского края — пенсионеров, инвалидов, бездомных, семьи с детьми.

Подробнее с результатами исследования можно ознакомиться ниже.

Анализ предоставления государственных услуг и качество государственных сервисов для бездомных Пермского края

Сегодня более 3 миллионов человек не имеют жилья, в котором они бы могли зарегистрироваться по месту жительства или пребывания, миллионы граждан России существуют на положении нелегальных иммигрантов на территории собственной страны, и без продуманной государственной политики ситуация будет только ухудшаться.

В Пермском крае только по официальной статистике количество человек без определенного места жительства превышает 5 тысяч. Две трети из них обитают в Перми.

Среди основных проблем в сфере бездомности можно выделить следующие:

  • отсутствует  комплексный подхода по социализации бездомных, т.е. создание условий, обеспечивающих возвращение этих граждан к нормальной жизни в обществе;
  • плохо  развита система учреждений для бездомных;
  • негосударственные механизмы социализации практически  повсеместно отсутствуют;
  • отсутствуют мероприятия по профилактике бездомности;
  • невозможность бездомных лиц восстановить документы, удостоверяющие личность,  получить гражданство Российской Федерации,  обратиться в центр занятости населения с целью поиска подходящей работы и т.п.

Одним из основных направлений работы с бездомными является развитие сети учреждений для лиц без определенного места жительства. Данному направлению должно уделяется особое внимание. Это связано, прежде всего с тем, что развитие сети учреждений является ключевым звеном в работе с бездомными, их социальной адаптации.

Анализ предоставления государственных услуг и качество государственных сервисов для бездомных Пермского края

Анализ практики и проблем получения административных услуг в социальной сфере, предоставляемых инвалидам

Инвалиды, как и все население в целом, пользуется социальными услугами, предоставляемые государством. Из-за специфики данной категории, при пользовании той или иной услуги, возникают определенные трудности. Порой, из-за барьеров, инвалиды не пользуются услугами, на которые имеют право. В связи с этим, возникает потребность в изучения барьеров и разработке предложений по преодолению этих барьеров. Для решения данных вопросов, проводилось исследование. В начале исследования были выделены гипотезы:

  • Излишний бюрократизм помеха в предоставлении социальной услуги.
  • Отсутствие специфических форм предоставления услуги является барьером в получении услуги.
  • Из-за отсутствия материально-технической базы получателей услуг, усложняется процесс получения услуги.
  • Предпочтения инвалидов не соответствуют предоставляемым услугам.

Объектом исследования были социальные услуги для инвалидов. Предметом исследования являлось предоставление социальных услуг для инвалидов. Главной целью исследования было выявление проблемы предоставления социальных услуг для инвалидов. Для решения цели были поставлены ряд задач:

  • Изучить механизм предоставления услуги;
  • Проконсультироваться со специалистами учреждений, предоставляющих социальные услуги, для выявления проблем возникающих при предоставлении услуг;
  • Исследовать мнения получателей услуг по вопросу качества предоставления услуги;
  • Определить предпочтения получателей социальных услуг в вопросе предоставления услуги;
  • Выявить специфические каналы предоставления социальных услуг, наиболее приемлемые (удобные) для инвалидов.

Анализ практики и проблем получения административных услуг в социальной сфере предоставляемых инвалидам

Анализ практики и проблем получения административных услуг, предоставляемых социальной категории семьи с детьми в период поступления в школу

Актуальность исследования проблем взаимодействия с государством именно данной социальной группы не вызывает сомнения. На современном этапе данная социальная группа проявляет невероятную активность. Молодые родители сами проявляют субъектность в отстаивании собственных прав, но и сами стимулируют коллективную активность. В настоящее время эти самоорганизованные группы выполняют просветительские функции, реализуют досуговые и коммуникативные потребности в рамках своей целевой группы, а также успешно решают самые разные проблемы локального характера.

Чаще всего проблемность у данной категории возникает на этапе жизненного цикла-поступление в школу. Барьерность данного этапа вполне объяснима в силу не только важности самого этапа априори, но и в силу того, что вход в данную ситуацию может быть осложнен в силу разных причин.

Исследование проводилось в контексте описанной выше жизненной ситуации. Анализ был сконцентрирован на выявлении признаков коррупциогенности, а также иных барьерах, препятствующих свободному доступу к услуге.

Анализ практики и проблем получения административных услуг, предоставляемых социальной категории семьи с детьми в период поступления в школу

Анализ проблем получения государственных услуг отдельными категориями населения в Пермском крае: пример репрессирован лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий.

Данная социальная группа малочисленна, с каждым годом уменьшается, что обусловлено возрастом и возможной инвалидностью. Актуализировать проблему качественного оказания государственных услуг данной категории необходимо в связи с прямой обязанностью государства по поддержке отдельных категорий граждан. Высокая тревожность группы объясняется историческим прошлым (пострадали от действий органов государственной власти, а получение услуг – прямое взаимодействие с государством), а получение статуса репрессированного лица или лица, пострадавшего от политических репрессий становится сложным моральным испытанием. Так по закону необходимо доказать свою «репрессированность» для получения доступа к государственным услугам.

Анализ проблем получения государственных услуг отдельными категориями населения в Пермском крае: пример репрессирован лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий

Оптимизация получения социальных государственных услуг пенсионерами

Численность пенсионеров в Пермском крае  составляет примерно 27 % , т.е. больше четверти населения региона. Это очень разнородная социальная группа: пенсионеры могут различаться по возрасту, семейному положению, уровню доходов и пр. Представляется, что наибольшие проблемы с получением государственных услуг испытывает та часть пенсионеров, которая обладает следующими  характеристиками:

  • Пожилой возраст,
  • Одинокие,
  • Малодоходные,
  • Имеющие серьезные проблемы со здоровьем.

Эта группа пенсионеров является наиболее незащищенной, т.к.:

во-первых, обладает малым доходом – пенсией;

во-вторых, не работает, что влечет за собой нарушение социализации, невозможность обратиться за какими-либо услугами по месту работы или получить там информацию о них.

Кроме того, отсутствие семейных связей также имеет свои негативные последствия, в том числе и усугубляет нарушение социализации.

И наконец, люди в достаточно пожилом возрасте имеют проблемы со здоровьем, а выше перечисленные факторы отнюдь не способствуют их решению.

Оптимизация получения социальных государственных услуг пенсионерами

 

Проект «Анализ эффективности применения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» на территории Пермской области»

Целью анализа являлось рассмотрение  представлений субъектов малого предпринимательства  о реализации  Федерального Закона №134 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», а также об их готовности к активному участию в реализации своих прав, регулирующихся данным законом.

Материалом для данного анализа явился анонимный опрос  306 предпринимателей Пермской области в апреле – сентябре  2002 года, а также  углубленный опрос 110 предпринимателей г. Перми:  результаты фокус-групп (45 человек) и  интервью предпринимателей (индивидуальных и представителей малых предприятий), осуществляющих свою деятельность на территории города Перми.

Результаты анкетирования позволяют на уровне тенденций  сделать выводы по следующим направлениям:

  •  количество, степень углубленности и наиболее распространенные формы  действий контролирующих организаций,  осуществляющих надзор над деятельностью предпринимателей;
  • основные технологии проведения проверок, степень формализации их результатов;
  • информированность предпринимателя о своих правах в рамках рассматриваемого ФЗ №134 и готовность к их реализации;
  • мнение предпринимателей об  эффективности механизмов ограничения  произвола и  избыточного административного давления на их бизнес со стороны контролирующих организаций;
  • отношение предпринимателей к возможностям объединений предпринимателей и саморегулируемых организаций в уменьшении административного давления на бизнес;
  • степень доверия предпринимателей к другим институтам гражданского общества.

Подробнее ознакомиться с результатами исследования можно ниже:

Анализ применения закона на территории Пермской области

Рекомендации по результатам исследования

 

Проект «Исследование проблем безопасности в подъездах жилых домов»

Исследование проводилось в рамках проекта  «Безопасность как благо: издержки и варианты доступа», инициированного Институтом национального проекта «Общественный договор».

 

 Исследование проводилось в два этапа: на первом этапе в г. Перми было проведено базовое исследование для выявления основных элементов обеспечения безопасности в подъездах и мнений жильцов.

Исследование в Перми состояло из следующих этапов:

  1. Натурное наблюдение 40 домов для выяснения используемых методов обеспечения безопасности подъездов.
  2. Сбор сведений о предложении средств и услуг обеспечения безопасности.
  3. Углубленные интервью с 10 жильцами для выяснения отношения к различным аспектам безопасности, распределению ответственности и готовности нести затраты.
  4. Детальное описание одной ситуации с обеспечением безопасности в подъезде.
  5. Фокус-группа с жильцами для обсуждения предварительных результатов исследования.

Данные, полученные в Перми проверялись в Астрахани, Туле, Хабаровске  и Фрязино Московской области, в которых проводилось:

  1. Натурное наблюдение 4 домов.
  2. Углубленное интервью с 3 жильцами.
  3. Детальное описание одной ситуации с обеспечением безопасности в подъезде.
  4. Углубленное интервью с фирмой, предоставляющей услуги обеспечения безопасности
  5. Углубленное интервью с представителем органов власти.

Натурное наблюдение проводилось путем обхода выбранных домов и занесения результатов в специально разработанную форму наблюдения. Наблюдатель фиксировал состояние подъезда по параметрам, содержащимся в форме наблюдения, фиксировались случаи открытых дверей. Делалась попытка проникновения путем обращения по домофону в случайную квартиру По возможности у встреченных жильцов выяснялось мнение о уровне безопасности и эффективности мер.

Детальное описание ситуации производилось на основе свободной беседы с жильцом (несколькими жильцами). Выбиралась ситуация или наиболее типичная, или наиболее сложная.

Углубленные интервью фиксировались на диктофон, если интервьюируемые позволяли. Опрос велся по сценарию (см.приложение), на бумаге сразу фиксировались выбранные варианты ответов.

Фокус-группа записывалась на диктофон, но отчет не включал в себя полную расшифровку высказываний участников.

Аудитория проекта:

Представители законодательных и исполнительных органов власти  субъектов РФ, Администраций муниципалитетов и представительных органов местного самоуправления,    проектирующих параметры региональных систем  обеспечения безопасности жителей и объектов социальной инфраструктуры, крупнейшие бизнес-ассоциации и  договороспособные гражданские организации, включая общества потребителей.

Подробнее ознакомиться с результатами исследования можно ниже:

Отчет об исследовании безопасности в подъездах

Проект «Гражданские дискуссии: взгляд поколений»