Лаборатория «Городские стены и границы»: опыт гражданского картографирования

Новости

На «Мостах-2018» мы опробовали новый для себя формат обсуждения городских проблем и подготовили для участников карту Перми 2х1,5 метра, полтысячи деталей Lego, карандаши, маркеры и цветной скотч. Перед участниками стояла задача нанести на карту Перми значимые для них границы и стены.

Границы – то, что нуждается в раскрытии, преодолении, может сдвигаться или раздвигаться. Стены призваны защитить ту или иную территорию или объект. Вот каким образом их обозначили участники лаборатории.

Границы

Железная дорога вдоль набережной. Это слишком дорогая территория, чтобы использовать её под транспортные нужды. Но, судя по всему, гребень всё равно останется и в этом случае он становится границей, которую можно использовать для транспортной линии с более частыми остановками.

Лес на правом берегу между Гайвой и городом, который пока является непреодолимой преградой для того, чтобы с Гайвы можно было добраться пешком или на велосипеде до Коммунального моста.

Соликамский тракт, который является зоной неблагоприятной для пешеходов, на нем очень мало пешеходных переходов и нет обустроенных тротуаров.

Двое участников высказались против любых границ и заборов в городе.

Стены

Обустроить вдоль долин малых рек Перми рекреационный зоны и обнести их стеной.

Вокруг кампуса ПГНИУ.

Вокруг эспланады.

Вокруг Балатовского парка.

С помощью ландшафтного дизайна облагородить территорию вокруг Утиного болота в Закамске и закрыть его условной стеной.

Защитить советскую малоэтажную застройка в м/н Пролетарский, а также дореволюционные дачи вдоль Камы на правом берегу.

Горьковский сад – стена, которая нуждается в переосвоении. Парк утратил рекреационные функции. Сейчас он выглядит как территория дикого коммерческого Запада.

За границами и стенами

Некоторые высказывания оказались ценными, но их сложно отнести к предложенным вначале категориям границ или стен. Например, Кама воспринимается и как граница и как стена, которая взламывается мостами и, чем больше сообщения между правым и левым берегом, тем меньше река воспринимается как преграда.

Отмечалось, что в черте города очень много так называемых зон отчуждения или зон безопасности вокруг промышленных предприятий. В частности охранная зона вокруг КамГЭС, мешает раскрыть её видовой потенциал, обустроить смотровые площадки или кафе с видом на дамбу.

Стоит объединить районы на правом берегу для повышения эффективности благоустройства, пока администрации районов относятся к тому, что за Камой по остаточному принципу.